Коломенский дворец — восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенское — одна из древнейших резиденций российских государей: великого князя Василия III и царя Ивана Грозного. Уже в XVI в. на ее территории были воздвигнуты храмы Вознесения Господня (входит в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО), Усекновения главы Иоанна Предтечи и Георгиевская колокольня.

Картинки кликабельны!

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Торжественная церемония закладки дворца состоялась 2 мая 1667 г. Основной объем дворца возвела артель плотников под руководством стрельца Ивана Михайлова и плотничьего старосты Семена Петрова. Зимой 1667 г. – весной 1668 г. резчики по дереву и столярные мастера выполняли резные работы. В 1668 г. во дворце обивали двери и готовили краски для росписи интерьеров. За летний сезон 1669 г. были проведены основные иконописные и живописные работы во дворце. Весной и летом 1670 г. во дворце трудились кузнецы, «резного железного дела мастер» и замочники. После осмотра дворца царь Алексей Михайлович распорядился добавить живописных изображений, которые были выполнены в 1670–1671 гг. На всех этапах строительных работ во дворце были задействованы лучшие мастера Москвы и других городов.

Коломенский дворец - восьмое чудо света

27 августа 1672 г. патриарх Московский и всея Руси Питирим в присутствии царской семьи освятил дворец. В выступлениях патриарха Питирима и придворного поэта иеромонаха Симеона Полоцкого было выражено то программное содержание, которое вкладывали во дворец его создатели. В нем был воспроизведен иерусалимский дворец царя Соломона. Отмечалось, что территория государева двора наделена священным, царским достоинством. Поэт сравнивал коломенский дворец с «Небесным домом», а окружавшие его сады уподоблял райским.

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Невероятный по своей программе, дворец был призван показать русским подданным и иностранным гостям величие царя и мощь его власти. С этой задачей он справлялся превосходно. Неслучайно Симеон Полоцкий назвал дворец «Восьмым чудом света».

Коломенский дворец - восьмое чудо света

«Современный» дворец как и оригинальный имеет 270 помещений площадью 7 239 кв. м. (это вам не однокомнатная квартирка в 40 кв. метров!). На настоящее время интерьеры воссозданы только в 24 помещениях. В работах по созданию интерьеров во дворце в наши дни было задействовано 226 человек 20-ти разных специальностей.

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Во дворце все было продумано: от отделки полов до малейших деталей мебели. Полы дворцовых покоев были выполнены из паркета («дубового кирпича»), выложенного «в шахмат» или «в ромб». Стены и потолки дворца были обиты тесом, затем на него было уложено сукно, которое после оклеивалось холстом, а на него уже наносились краски. В личных покоях царствующих особ стены могли обивать золочеными кожами с тисненым орнаментом. Также стены было принято украшать западноевропейскими шпалерами и восточными коврами.

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Окно всегда играло особо важную роль в интерьере помещения, поэтому неизбежно также несло и сакральную функцию. Во дворце Алексея Михайловича окна были обрамлены резными наличниками, украшены шпренгелями (верхние резные доски), которые после расписывались, золотились и серебрились. Материал для прозрачных окон был крайне дорог, небольшие окончины изготавливались из слюды, реже из стекла, затем вставлялись в металлические переплеты. Рисунки переплетов были самыми разнообразными: клинчатые, кубчатые, репейчатые, кругчатые и др.

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Назначение двери, также как и окна, обуславливало богатое декоративное убранство этого элемента интерьера. Двери передних парадных покоев украшались резьбой с тонировкой и золочением, расписывались красками. В личных покоях царя и членов его семьи для большего комфорта двери части обивали сукном.

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Росписи интерьеров дворца создавались мастерами Оружейной палаты, художественная манера которой стала эталоном при выполнении декоративного убранства дворца. В сюжетной росписи интерьеров XVII в. преобладала религиозная тематика. Росписи копировались с иллюстраций духовных книг. Обязательным фоном для всех настенных живописных композиций служил растительный орнамент – «травное письмо». Эта роспись помогала объединять составные части интерьера в единое целое.

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Резной декор интерьеров был плодом трудов мастеров-резчиков, работавших под началом белорусов – старца Арсения, Герасима Окулова и Клима Михайлова, прибывших из Речи Посполитой. Работа была выполнена с учетом новых веяний в искусстве и в итоге представляла собой смешение стилевых направлений второй половины XVII в. После 1660-х гг. широкое распространение в декоративном искусстве получила рельефная барочная резьба, но она еще долгое время соседствовала с привычными старыми формами и приемами.

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Во всех покоях царской семьи были иконы, которые размещались в киотах в красном углу, в шпренгелях над окнами и в шпренгелях над межкомнатными дверями. Иконы имели резные позолоченные и посеребренные, а также басменные оклады. Кроме того, в Коломенском дворце, также как и в других царских и боярских хоромах, были молельни -помещения, специально отведенные для богослужения и молитвы. В покоях царя такая молельня носила название Крестовой палаты.

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Мебель в царском дворце была разнообразной. Условно ее можно разделить на 3 типа: традиционная русская мебель, привозная западноевропейская и русская, сделанная по европейским образцам.

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Традиционной русской мебелью были лавки и скамьи. Мебелью привозной или сделанной по европейским образцам были кровати, кресла и стулья, бытовавшие в богатых аристократических домах. Наибольшее распространение в России второй половины XVII в. получила монументальная барочная мебель стран Северной Европы. Для такой мебели характерны причудливые навершия в виде криволинейных карнизов, фронтонов с вазами, фигурные резные или точеные ножки, фасады, украшенные резными узорами и инкрустацией.

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Шкафы-повставцы, сундуки, столы различной формы и размеров могли быть как традиционными русской работы, так и европейскими или же русскими, но выполненными по европейским образцам.

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Мебель русской работы делалась из простого дерева, преимущественно из липы. Она украшалась резьбой или раскрашивалась «под аспид» (т.е. «под камень»), имитируя малахит и мрамор, иногда она расписывалась травным или узорным орнаментом по золотому или серебряному фону. На поставцах и сундуках «с лица» (с фасада) также писались цветы и фрукты.

Коломенский дворец - восьмое чудо света

В 70-е гг. XVII в. царь Алексей Михайлович с семейством регулярно выезжал в Коломенское. Как отмечал известный русский историк Н.И. Костомаров в своей работе «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»: «там почти во все свое царствование он строил и перестраивал себе деревянный дворец, стараясь сделать его как можно изящнее и наряднее».

Дворец стал не только местом отдыха, но и главной загородной резиденцией российского государя. Здесь проходили заседания Боярской думы, советы с главами приказов, дипломатические приемы и войсковые смотры. Архитектурный шедевр полюбился и всем последующим правителям. Особенно часто дворец посещал царь Петр I со своей матерью царицей Натальей Кирилловной.

Коломенский дворец - восьмое чудо света

«Современный» дворец  не является полностью деревянным в отличие от его оригинального образца. Все конструкции теперь монолитные, железобетонные, которые затем обложены бревнами. Ориентация нового дворца относительно сторон света тоже нарушена, сейчас дворец повернут вокруг вертикальной оси на 90 градусов, что нарушило его, в том числе, сакральное назначение.

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Дворец делился на 2 части: мужскую и женскую. Соответственно женщинам нельзя было заходить на мужскую половину, и даже царь  заходил на женскую половину к царице только по супружеской надобности

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Удивительно, но факт: женская половина царской семьи, по сути, сидела в заперти и даже царице никуда не дозволено было выходить. Единственные занятия — рукоделие и молитвы. На женскую половину не заходили мужчины и только по праздникам царица, например, могла пригласить в гости отца.

Коломенский дворец - восьмое чудо света

У Алексея Михайловича было 2 жены: Мария Ильинична Милославская, родившая ему 13! детей (умерла через несколько дней после последних родов) и Наталья Кирилловна Нарышкина, родившая всего 3 детей, старшим из которых был не кто иной как будущий император Всероссийский Петр I. Есть даже версия, что Петр родился не в Теремном дворце Московского Кремля, а в Коломенском дворце.

Коломенский дворец - восьмое чудо света

У царя, царицы, царевичей и царевен  были отдельные покои во дворце с отдельными входами и выходами и дополнительными помещениями для прислужников/прислужниц и мамок/нянек.. Надо сказать, что из 16 детей царя Алексея Михайловича  — больше половины умерли либо в младенчестве, либо в детском возрасте.

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Государь восседал вот на этом троне. Заметили внизу двух золотых львов? Они с секретом!
Алексей Михайлович  был большим любителем механики и по его приказу для потехи гостей около трона установили механических львов, которые мотали головами и сверкали глазами, чем приводили в «легкое» удивление иностранцев к великому удовольствию русского царя

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

А вот и портреты самого Алексея Михайловича.

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Нашлось место и портрету царевича Петра, правление которого превратило государство Российское в Российскую империю.

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Это кабинет Алексея Михайловича, где царь работал и собственноручно правил государственные бумаги.

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Так выглядела царская Опочивальня. Как и положено кровати в те времена — она была очень короткой, так как спали сидя, чтобы кровь не приливала к голове (а это считалось опасным для жизни), и из-за париков, которые накладывали на несколько дней.

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Во всех покоях царской семьи были иконы и молельни для богослужений и молитвы. В покоях царя молельня имела название Крестовой палаты.

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Мыльня, т.е. баня, при царе Алексее Михайловиче выглядела именно так! Царь-то был прогрессивный, и дворец построен по последнему слову техники.

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Воду для мыльни брали из Москва-реки, и царь обязательно тут мылся перед и после совершения греховных дел, к которым относил посещение царицы  и посещение театра.

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Коломенский дворец - восьмое чудо света

Портрет Екатерины II, по чьему приказу дворец Алексея Михайловича был разобран после донесения ей о том, что реставрация дворца невозможна, и у деревянного строения уже началось обрушение перекрытий. Именно благодаря ей стало возможным воссоздание дворца в наше время, так как императрица повелела сделать замеры и точные описания дворца, а также его деревянный макет.

Источник

В закладки: постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 1 =