Русская деревянная скульптура 1920–1950-х годов.

Выставка в Третьяковской галерее

Русская деревянная скульптура 1920–1950-х годов

Выставка работает с 20 мая 2011 года по январь 2012 года
Адрес : Государственная Третьяковская галерея, ул. Крымский Вал, д. 10, зал № 24

Русская деревянная скульптура 1920–1950-х годов.

Баландин П.А. «Лоси», 1940. Дерево

На Руси дерево издавна использовалось в народных ремеслах, поколения мастеров вырабатывали приемы и традиции его обработки. В начале XX века интерес к этому скульптурному материалу был возрожден в среде профессиональных скульпторов. Новая сменная экспозиция представляет более 20 произведений И.С.Ефимова, А.Н.Кардашева, М.Д.Рындзюнской и других мастеров из фондов Галереи, которые расширяют и дополняют картину русской деревянной скульптуры, сложившуюся в постоянной экспозиции ХХ века.

Русская деревянная скульптура 1920–1950-х годов.

Сандомирская Б.Ю. «Степан Разин», 1928. Дерево тонированное

Русская деревянная скульптура 1920–1950-х годов.

Сандомирская Б.Ю. «Рязанская баба», 1927. Дерево тонированное

Русская деревянная скульптура 1920–1950-х годов.

Чураков С.М. «Бабушка деревенская», 1942. Дерево тонированное

Новая сменная экспозиция в 24-м зале на Крымском валу посвящена русской скульптуре в дереве 1920–1950-х годов и включает более 20-ти произведений восьми авторов: А.Н.Кардашева, М.Д.Рындзюнской, И.С.Ефимова, С.М. и С.С.Чураковых (отца и сына), Б.Ю.Сандомирской, Д.А.Якерсона, П.А.Баландина. В постоянной экспозиции ХХ века дерево как скульптурный материал представлено рядом интересных и значительных работ В.И.Мухиной, С.Т.Коненкова, И.Г.Фрих-Хара и др. Скульптура 24-го зала, демонстрирующая произведения из фонда Галереи, расширяет и дополняет картину развития русской деревянной скульптуры.

Возрождение интереса к дереву как скульптурному материалу произошло в самом начале ХХ века. Открытие его скульптурных качеств принадлежало С.Т.Коненкову. Вековое использование дерева в народных ремеслах обеспечивалось на Руси обилием лесов. Выработались приемы и традиции обработки этого материала, на которые и смог опереться С.Т.Коненков. Сама тематика его деревянных работ – изображения славянских языческих богов, крестьян-богатырей, стариков-странников, сказителей,– связывала дерево с миром крестьянина, миром деревни и ее природным окружением. В 1923 году Коненков надолго эмигрировал в США, но сформированное им направление в русском искусстве продолжало существовать.

Д.А.Якерсон, Б.Ю.Сандомирская, М.Д.Рындзюнская воспринимались критиками тех лет как художники, вышедшие из левых течений. Их левизна заключалась в том, что, больше тяготея к выразительности и экспрессивности форм, они находили для себя вдохновение в пластическом языке примитива. В произведениях Д.А.Якерсона «Пугачев перед казнью» (1933, дерево тонированное), «Мордовка» (1930-е, дерево), «Маски» (1930-е, дерево) чувствуется такое же бережное отношение к фактуре дерева (вплоть до того, что сохраняется кора), в построении объемов внимательное следование за структурой деревянного массива, какие были характерны для С.Т.Коненкова. Д.А.Якерсон совместно с М.Шагалом был активным участником осуществления плана монументальной пропаганды в Витебске, позднее работал с Этнографическим музеем. Другое его произведение «Плотогоны» (1933, дерево тонированное) представлялось скульптору как рельефное изображение на колонне, которая входила бы составной частью в некое архитектурное пространство. Б.Ю.Сандомирскую увлекали весомость, массивность, полнота форм, иногда она стремится к их гиперболизации, что придает ее образам, таким как «Рязанский мужик» (1927, дерево тонированное) и «Рязанская баба» (1927, дерево тонированное), силу и монументальность. Оптимизмом и энергией веет от работы М.Д.Рындзюнской «Молодайка» (1924, дерево). Если представить обобщающий образ русской деревни, опираясь на произведения этих скульпторов, то доминируют ощущение бодрости, богатырской силы, мощи и оптимизма.

Русская деревянная скульптура 1920–1950-х годов.

Якерсон Д.А. «Плотогоны», 1933. Дерево тонированное

Другая группа произведений акцентирует иную сторону народного бытия. В них чувствуется переживание потери чего-то ценного, навсегда уходящего из современной жизни. Работы С.М.Чуракова «Схимник» (1949, дерево), «Старик-нищий» (1930-е, дерево), «Бабушка деревенская» (1942, дерево тонированное) изображают типы, соответствовавшие тому или иному укладу народной жизни, в котором отразилась народная мудрость, отлился в устойчивую форму многовековой опыт.

Для А.Н.Кардашева, И.С.Ефимова, С.М. и С.С.Чураковых, П.А.Баландина были особенно важны классические реалистические традиции. С.М.Чураков учился на живописном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества у К.А.Коровина, В.А.Серова, В.Н.Бакшеева, Л.О.Пастернака. Его сыну С.С.Чуракову богатый опыт общения с классическим искусством давала работа реставратором живописи. Сначала он работал под руководством П.Д.Корина, затем возглавлял отдел станковой живописи в Гос. Центральных реставрационных мастерских (1948–1959) и реставрационную мастерскую ГМИИ им. А.С.Пушкина (1959–1978). Этот опыт не мог не повлиять на его собственное творчество.

Вместе с тем не забывались и народные традиции. Так П.А.Баландин учился в Абрамцевских художественных мастерских и Богородской школе скульптурно-художественной резьбы по дереву, а позднее делал образцы игрушек и скульптуры для артели «Богородский резчик». Изготавливал игрушки в Кустарном музее и С.М.Чураков.

Все названные мастера этой группы уделяли большое внимание изображению животных. Анималистика близка жанру пейзажа в живописи. Изображение зверя в скульптуре как бы подразумевает его существование в природном окружении. В этом смысле в контексте представленных работ произведения анималистики «Лиса» (1944, дерево) С.С. Чуракова, «Лоси» (1940, дерево) П.А.Баландина, «Токующий глухарь» (1942, дерево тонированное) С.М.Чуракова, «Играющие медвежата» (1958, дерево), «Лайки» (1936, дерево), «Лежащий сеттер» (1932, дерево) А.Н.Кардашева, напоминающие о зверях, обитающих в наших лесах; о собаках как неизменных спутниках человека на охоте, уводят к размышлениям о российской жизни, русских просторах и природных богатствах.

В работе П.А.Баландина «Победа» (1948, дерево) тема народного торжества своеобразно объединяется с его излюбленным анималистическим мотивом – изображением коня. Это одно из редких монументальных произведений тех лет, выполненных в дереве. В 1940-е и 1950-е года деревянная скульптура почти исчезла с выставок, где преобладали произведения в гипсе; для монументальных работ использовали бронзу и мрамор. Новый импульс к работе с деревом скульпторы получили уже в 1960-е годы, когда произошли существенные перемены в жизни страны и были сделаны важные открытия в древнерусском искусстве.

Осуществить настоящий показ деревянной скульптуры помогла работа реставраторов, через руки которых в процессе подготовки этой небольшой выставки прошли все экспонаты 24-го зала.

Русская деревянная скульптура 1920–1950-х годов.

Якерсон Д.А. «Емельян Пугачев перед казнью», 1933. Дерево тонированное

Источник

В закладки: постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать + восемнадцать =